katranzhi-oksanaКатранжи Оксана

Броненосец – изумительное, даже дивное животное. Можно бы сказать, что он древний, как говно мамонта, но не выйдет, так как броненосец гораздо, гораздо древнее. Первые броненосцы путались под ногами у последних динозавров. Для разных видов приводят разные цифры, но броневые мячики жили уже где-то 63-55 миллионов лет назад. И как жили, с размахом: дедикурусы, например, достигали длины в четыре метра и веса в полторы тонны, а на хвосте носили костяную булаву в 70 кг, которой оперировали весьма ловко. Такого и очень крупный хищник стороной обойдёт. Удивительно, что до наших времён дожило довольно много видов – около 20, а это говорит о том, что броненосец обладает экологической пластичностью нехилого такого восьмидесятого уровня. Обычно реликтовые виды сохраняются в одиночестве осколками былых эпох, а тут на тебе – многочисленное и довольно процветающее «мексиканское» семейство в сомбреро, отряд даже (ранее броненосцев относили к отряду Неполнозубых вместе с родней – ленивцами и муравьедами, а потом выделили в самостоятельный таксон).

 19_bronenosec

Человек, естественно, успешно уничтожает и загаживает их среду обитания, как умеет и любит, к тому же не прочь отведать броненосцева мясца, но животные стойко держат удар. Некоторые виды подошли-таки к черте «угрожающее снижение численности», но большинство смотрят в эволюционную перспективу бодрячком.

Распространение по Южной и Центральной Америке у всех видов, только девятиполосый броненосец, как смелый пассионарий, пошёл своей смешной походочкой завоёвывать Северную Америку и гастролирует там с большим успехом. Техасцы не дадут соврать, так как выбрали броненосца одним из своих символов.

Селиться броненосец любит возле муравейников (чтобы два раза не ходить), почвы предпочитает песчаные, в которых легко рыть норы. Вообще жить может в условиях самых разных: от сухих лугов, степей, влажных пойм рек до предгорий и даже горных лесов, поднимаясь до 2 км. Броненосцы – товарищи примитивные, а потому температура их тела очень зависит от температуры окружающей среды, поэтому путь в холодные края им заказан. В сезонную спячку впадает только карликовый броненосец – мощный тип весом грамм в 900, остальные просто снижают активность. Мозгов мало, а извилин ещё меньше. Характер спокойный, нордический, вредных привычек не имеет.

Броненосец питается по принципу «всё полезно, что в рот полезло». Муравьи и термиты – основа рациона, как рис для китайцев, но за милую душу слопает кузнечика, жука, ящерицу и улитку, фрукты, сочные стебли, семена, корешки, не отвернётся и от падали. Пишут, что в год броненосец съедает около 100 кг насекомых. Зубы у него одинаковые – пенёчками в шахматном порядке, примитивные донельзя, не имеют корней и эмали, у каждого индивидуальный набор даже в пределах вида (что выросло, то выросло), зато растут всю жизнь. Кусать и жевать этой стоматологической издёвкой невозможно, зато крушить панцири насекомых вполне. У многих видов имеется клейкий длинный язык, на который так здорово липнут муравьи.

Гордость броненосца, конечно же, его броня. Щитки образованы окостеневшими участками дермы, покрытыми слоем кератина. Пузо поросло жёстким волосом, с торчащими длинными щетинками. У трёхполозого шарового броненосца панцирь настолько крепок и надёжен в соединениях, что прокусить его в силах разве что пума и ягуар – остальным он просто не по зубам. Развернуть свернувшегося в шар броненосца и вовсе ни у одного животного сил не хватит. Броненосец – парень не особо крупный, но очень сильный и мускулистый, как все роющие животные. Молоденьких броненосцев, впрочем, трескают все, кому ни лень, даже дикие свиньи и собаки с кошками.

Лапки у броненосцев с сильными когтями, когтищами даже, некоторые иногда сливаются в общий коготь, что весьма удобно при рытье нор. Девятиполосый броненосец ходит забавно «на цырлах» (простите мне мой французский): задние лапки наступают всей стопой, а передние опираются только на кончики когтей, как балерина на пуанты. Походочка получается очень забавная. Посмотрите на видео – не пожалеете. Жопка у броненосца тоже очень смешная и вполне достойна отдельного внимания. Канонично сворачиваются в шар только два вида, остальные просто группируются и поджимают лапки. Пока хищник, жаждущий вкусной начинки, нюхает и пробует на зубок щитки, броненосец быстро-быстро зарывается в песчаную землю и «адьос, сеньор, пишите письма, шлите телеграммы…»

В Аргентине обитает очень интересный вид броненосца – плащеносный. Милота необыкновенная. Во-первых, он совсем крошечный, размером с очень крупного хомяка и прекрасно помещается на ладони. Во-вторых, броненосный плащик на его спинке откровенно розового цвета, а у детёнышей так и вовсе гламурная карамель. Щитки серые, но они тонкие, поэтому просвечивающиеся кровеносные сосуды придают им розовый цвет. Местные называют его «розовая фея». Большую часть жизни этот миляга проводит в норах, на поверхность выходит неохотно, почти слепой, очень любит места, где много песка и кактусов. При малейшей опасности с дивной скоростью самозакапывается.

Броненосцев частенько содержат в домах Нового Света как экзотических питомцев, но удовольствие, как по мне, сомнительное. Конечно, у них нет бандитского размаха удалых енотов и суперэнергии хорьков, но норные ночные животные, любящие тепло и требующие специального рациона, сами по себе проблема. А так-то забавные и милые, да, этого не отнять.

Броненосцы общаются только в брачный период, причём самки активно защищают свою территорию, а самцы шляются к ним с амурными визитами. Исключение составляют мама с подрастающими малышами и компания братьев-сестёр, которых оторвали от сиськи и категоричным родительским пинком отправили в свободное плавание. Они могут продолжительно жить вместе и занимать общие норы. Многие виды интересны тем, что у них из одной яйцеклетки развивается несколько пар близнецов, которые служат прекрасной живой моделью для генетиков, иллюстрирующей влияние факторов окружающей среды на одинаковый генотип.

Испанцы, побывав в Новом Свете, умудрились заразить популяцию броненосцев проказой. Выяснилось это случайным образом, когда у нескольких человек, имевших контакт с животными, обнаружилась лепра. Впрочем, там мутная история с этим заражением, вопрос, как говорится, дискуссионный. Как бы там ни было, а броненосцев сейчас используют как лабораторных животных – живых резервуаров микоплазмы, которая оказалась настолько капризной, что на искусственных средах почти не живёт, на подушечках лапок мышей (на подушечках, Карл, нигде более!) так себе, а вот на людях и броненосцах вполне хорошо. Всё делается во благо науки, во благо человека и, смею надеяться, хоть с каким-то полезным итоговым выхлопом для самих броненосцев. Однако, животинок, заключённых в лабораториях, мне искренне жаль, тем более, что и в природе они от этой инфекции очень страдают – процент заражения в популяциях большой. Не свезло, так не свезло.

Люди местные печально часто, если не болеют, так контактировали с инфекцией – антитела в крови к проказе у многих обнаружены. Так-то поделом, ибо нефиг бездумно жрать летучих мышей, крыс, броненосцев и всякое-разное некошерное. Знают о заразе и всё равно трескают. Экзотик, национален традишен, колорит местный. Окорочка вон пусть едят, индюшатину да свинину с синими печатями санконтроля на задницах. Там, кроме эпизодической родной сальмонеллы и перманентной химозы всякой, сплошной витамин и благолепие аминокислотного состава.

Броненосец по имени Фулеко стал официальным талисманом чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 году. Местные броненосцев любят. Искренне, весело, но больше городские жители. Сельские с присущей селянам практичностью и отсутствием всяких рефлексий и сантиментов, когда дело касается пожрать, традиционно на них охотятся. В сельской местности не церемонятся – даже карликовых ловят и едят, а уж больших под 5-6 кило весом – милое дело, закатил в горячие угли и вуаля, тушёнка. Однако, броненосцы не сдаются и стойко пытаются выжить в нашем не всегда дружелюбном мире.

19_bronenosec-2

(29.01.2021)

 Источник

Назад на страницу Оксаны

Оставить комментарий

Архивы записей
Новый Свет-2012
13_gol_buhta_2 Окаменевшая Черепаха 19_meganom_kapsel
Мета