katranzhi-oksanaКатранжи Оксана

Рассказ пойдёт не о химии, не о физике, даже не об экологии, а опять о птичках. Живёт на белом свете птица с родовым и даже видовым именем индикатор. Большой индикатор, или медоуказчик по латыни так и будет зваться Indicator indicator. В роду индикаторов достаточно много видов. Кроме большого, имеется малый и даже крошечный, пятнистый и пёстролобый, короткоклювый и длинноклювый. Зоологи, выбирая видовые названия, совсем не мудрили, а часто называли виды просто по ареалу обитания: индийский, восточноафриканский, гвинейский и малайский. Ещё медоуказчика называют медоведом, пчелиной кукушкой и медовой кукушкой. Позже станет понятно почему.

Все виды медоуказчиков – довольно мелкие птички, похожие на наших воробушков, только иногда более пестро и затейливо окрашенные. Самые маленькие весят 11-15 грамм, а самые крупные – около пятидесяти. Нет у них ни особой силы, ни ловкости, ни эволюционных приспособ, зато соображалка работает на диво исправно, а моральные принципы вовсе отсутствуют. Целиком и полностью безнравственный персонаж. Промышляет эта милая птичка разбоем и паразитизмом. В силу своей мелкотравчатости при добыче опасных вкусняков предпочитает загребать жар чужими руками (крыльями, лапами?), а родительские обязанности взваливать на чужие плечи.

33_indikator

У медоуказчиков есть редкая суперспособность – они могут переваривать воск. Большинство животных, если вдруг съело воск с сотами, то честно срёт воском, а в кишечном тракте индикаторов имеется комплекс микрофлоры, способный перерабатывать воска до жирных кислот. Описывают случаи, когда птицы налетали толпой и трескали восковые свечи на глазах изумлённых христианских миссионеров прямо во время службы. Ходит много баек о сотрудничестве птиц с медоедами, хотя некоторые учёные их оспаривают – уж больно они колоритные и похожи на враки. Промысловый союз медоведа и медоеда – уже звучит классно, а на практике так и вовсе всё выходит чики-поки. Птичка, как заправский шпионский дрон-разведчик, мониторит громадные по площади территории, выслеживая пчёл. Все пчелиные тусовки, казалось бы, надёжно скрытые в дуплах, кронах, расщелинах коры и камней, берёт на карандаш и время от времени устраивает погромы. Не сама, конечно, ведь она мелкая, хилая и у неё лапки, а злые пчелы пребольно и опасно кусаются. Коварная птица использует приглашённых товарищей, в избытке обладающих грубой силой и нежно любящих мед.

Найдя пчёл и мед, индикатор дико возбуждается, заполошно вопит и срочно ищет медоеда. Если вдруг не находит, то барсука может заменить, к примеру, павиан, бабуин, мангуст, или даже человек, чем многие сборщики мёда в Африке широко пользуются. Подлетая к медоеду, птица ведёт себя очень демонстративно, орёт особые призывные песни, танцует и кружится, даже пытается жужжать, всем своим видом намекая на пчёл и зазывая на халявную пирушку к перепончатокрылым. Медоед радостно кивает башкой и, бросив все свои дела, трусит за настойчивым проводником, перекликаясь с ним, азартно похрюкивая и повизгивая. Медоуказчик своё дело знает туго: подбадривает криками, поджидает, порхает над головой, упорно заманивает к цели, мог бы, так подпихивал бы, кажется, медоеда в зад. Прибыв к жилищу пчёл, разбойная парочка разыгрывает этюд из мультфильма «Винни Пух и пчелы», но с неизбежным трагическим финалом для пчёл. Пишут, что медоед не притворяется тучкой, не орёт: «Пятачок, неси ружье!», но деморализует полосатое воинство своими вонючими анальными выделениями, а крепкими когтями сильных лап начисто разоряет соты. Шкура у него плотная, мех жёсткий, башка отмороженная, сердце бесстрашное, поэтому нападение свирепых африканских пчёл медоеду нипочём. Расковыряв дупло и разодрав соты, зверь сам наедается от пуза мёдом и пчелиным расплодом, а птице-наводчику достаются остатки пиршества, которых хватает на много дней.

Африканцы, зная повадки и привычки этих птиц, научились подманивать их и поддерживать «общение» не хуже медоедов, используя всякие свистульки и трещотки. Поиски пчёл с помощью медоуказчиков получаются  в несколько раз эффективнее, чем без них. Правда, иногда птицы приводят бортников на хозяйские пасеки. Вот тут людей ожидает облом, впрочем, медоеду без разницы, чьё добро крушить.

Доставая душистые соты, принято обязательно оставлять долю для медоуказчика. Считается, что обманутая в своих ожиданиях птица, в следующий раз наведёт не на мед, а на спящего льва, или иного опасного хищника. Впрочем, многие не оставляют соты для птицы, чтобы не «развращать её», и чтобы она побыстрее привела сборщиков к следующему улью. Жадность людская ни для кого не новость. Самое интересное, что люди своеобразным образом «воспитывают» птиц. В местностях, где совместная добыча мёда не практикуется, птицы людей в основном игнорируют.

Что касается семейной жизни и родительских обязанностей, то тут у индикаторов всё ужасно и полная катастрофа. Пары они не образуют вовсе – посношались и разлетелись. Правда, самец всё же исполняет брачные полёты и немного поёт для самки, чтобы заинтересовать самим процессом размножения, но на этом всё. Забота немедленно после секса брошенной самки о потомстве сводится к выбору подходящего гнезда птицы-хозяина и уничтожению яиц, если жертвы уже успели их снести. На этом тоже всё.

Разумеется, как у всех гнездовых паразитов, окраска скорлупы яиц медовой кукушки имитирует окраску хозяйской кладки. Вылупившийся птенец имеет страшные даже на вид крючки-наросты на клюве, напоминающие загнутый пинцет. Этими крючками он прокалывает яйца приёмных родителей, или жестоко убивает вылупившихся ранее него птенцов.

Отакая вот падлюка. Потом сидит в гнезде, как заправский кукушонок, лопает в три горла, объедая и обманывая невольных своих кормильцев.

Как биолог я понимаю, что все стратегии, ведущие к выживанию вида и уменьшающие давление отбора, с точки зрения эволюции одинаково хороши, а в природе нет места для человеческих ценностей и морали, но всё же, всё же… Многие виды рода индикаторов, между тем, имеют охранный статус. Местные жители, падкие на мёд, относятся к медоуказчика с большой теплотой, одобрением и уважением.

Нам с вами в саванне мёда с медоуказчиком на пару не искать, мы можем себе позволить роскошь сурово осудить коварную птичку за вопиющую аморальность. Всё правильно, фу-фу-фу такими быть!

(20.11.2021)

Источник

Назад на страницу Оксаны

Оставить комментарий

Архивы записей
Новый Свет-2012
12_2monaha 25_alligator 29_dolphin
Мета