Выдающийся советский хирург, зачинатель восстановительной хирургии Богораз Генрих Менделевич (Максимилианович, Максимович), годы его жизни 13 февраля 1874–15 июля 1952, стал Николаем Алексеевичем после крещения. Родился он в Таганроге, жил и работал в Ростове, затем, во время войны, перебрался в Москву. В ней и умер.
Википедия нам сообщает о нём: «…русский и советский хирург, уролог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Сталинской премии 1 степени. Пионер фаллопластики и имплантационной хирургии полового члена».
Впервые услышал о профессоре Богоразе от своего шефа, руководителя детской хирургической клиники, будучи ещё студентом-старшекурсником, и уже тогда преисполнился к нему почтением. Помню, был потрясён рассказом о поведении Богораза во время полученной им травмы в 1920 году. Николай Алексеевич жил тогда в Ростове-на-Дону. Пытался ехать на переполненном трамвае, прицепившись на его подножку, и, сорвавшись, угодил ногами под колёса второго прицепного вагона, и Богораз с ампутированными трамвайными колёсами ногами сидел у трамвайного рельса, пережав кулаками свои бедренные артерии, пока не увидел бегущих к нему из скорой помощи людей в белых халатах. Потом эту историю слышал и от многих своих коллег старшего поколения. Рассказывали, что потерял свои ноги на уровне бёдер, что оперировал, сидя на специально изготовленном для него высоком стуле.
Неоднократно пытался найти в Сети информацию о нём, но ещё до недавнего времени она была невероятно скудна. И вот теперь прорвало. Появилась статья, посвящённая Богоразу в Википедии, вывесили на разных сайтах биографические очерки, воспоминания о легендарном профессоре.
И оказалось, что среди послевоенного поколения врачей всё-таки ходили приукрашенные легенды, которые ничуть не умаляют подвига этого мужественного человека, талантливого хирурга, плодовитого учёного. Судя по появившейся в интернете фотографии и по воспоминаниям его современников и учеников, Николаю Алексеевичу трамвай отрезал ноги ниже бёдер, на уровне голеней, ибо ходил он на протезах и за операционным столом чаще тоже стоял на протезах.
Ростовский хирург Г.С. Будагов вспоминал: «Николай Алексеевич мыл руки сидя, и после того как был одет в стерильный халат, к нему подходили два одетых в стерильное ассистента, и он, опираясь на их предплечья, шёл, раскачиваясь, выбрасывая вперёд ноги. Стена из трёх человек медленно продвигалась к операционному столу. Этот вынужденный ритуал производил впечатление. В аудитории воцарялась абсолютная тишина. Слышен были лишь скрип протезов. Николай Алексеевич чаще оперировал стоя, расставив ноги и опираясь животом на высоко поднятый операционный стол».
Выяснилось, что трамвайная трагедия случилась с Богоразом, когда он ехал в клинику не один, а с профессором Н.В.Парийским, который и оказывал ему первую помощь, пытаясь остановить кровотечение.
«Как очевидец событий могу сказать, что Николай Алексеевич упал головой по направлению к рельсам, но затем инстинктивно отбросил голову вместе с верхней частью туловища назад, причём ноги попали на рельсы. Всё время он находился в полном сознании и обнаружил удивительное самообладание и мужество. Когда я схватил его левую ногу и сжал её, чтобы остановить кровотечение, он сказал мне: «Возьмите повыше, так как я через платье взял слишком низкое место».
Сам став инвалидом, Богораз проникся к своим собратьям по несчастью и всё больше и глубже погружался в проблемы их хирургической реабилитации и восстановления, в результате чего оказался у истоков восстановительной хирургии и, можно смело утверждать, её создателем. Следует понимать, что в те годы у хирургов выбор шовных нитей был весьма беден, только намечались попытки механизации труда хирургов в виде хирургической сшивающей аппаратуры, не существовало многих современных технологий восстановления и исправления дефектов костей, никто не ведал о микрохирургической технике и всё зиждилось исключительно на рукоделии хирургов. Тем не менее, в 1940 году Богораз подвёл черту под своим накопленным опытом, издав руководство «Восстановительная хирургия». После Великой Отечественной войны, переработав и расширив свой труд, в 1949 году переиздал это трёхтомное руководство.
Ясен пень, что на войне воинов калечит не только путём отрывания рук, ног, выбиванием глаз, достаётся и интимному мужскому месту, лишая, как правило, молодых мужчин, а порой и совсем юных их мужского достоинства. И было таких мужчин в России, переживших германскую, гражданскую, польскую войны, длившиеся с 1914 до 1923 года, надо полагать, не мало. А ведь ещё и в Средней Азии с басмачами воевали до 1932 года.
Да, что далеко ходить, уже в новейшей истории во время боёв на Донбассе прибалтийские сучки снайперши целенаправленно стреляли бойцам ополчения в причинное место.
И Николай Алексеевич, увлёкшись этой темой в 1936 году, осуществил прорыв в этом урологическом направлении хирургии. Богораз разработал операцию, имевшую мировой резонанс. Он разработал методику полного пластического восстановления мужского полового члена, способного к совокуплению, с использованием рёберного хряща. Невероятно важной эта его разработка стала во время и после Великой Отечественной войны. Ведь сколько мальчишек ушло на фронт прямо со школьной скамьи, не успев попробовать женщины, а вернувшись с неё им пробовать их было уже нечем.
Во время Великой Отечественной войны огнестрельные ранения висячей и мошоночной части мочеиспускательного канала совместно с огнестрельными ранениями полового члена, мошонки и органов мошонки составляли 14,6%.
(Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. – М.: Медгиз, 1955. – Т. 13, «Огнестрельные ранения и повреждения мочеполовых органов, костей таза и внебрюшинного отдела прямой кишки» – с. 37).
Рассказывали, что к Богоразу бедняги ехали со всей страны, на этапе обследования жарко спорили с профессором, упрашивая его воссоздать их мужскую гордость потолще и подлиннее, а Николай Алексеевич отбивался от них уговаривая на более скромные размеры, ведь его задача заключалась не во внешнем виде восстановленного органа, а в возобновлении его функции, дескать, не беда, что маленький, главное, чтобы был удаленьким. И после восстановительных операций его пациенты женились и их любимые женщины рожали им детей.
Эта разработка Богораза имела далекоидущие последствия и послужила базой для последующих её усовершенствований. Виктор Константинович Калнберз, советский и латвийский хирург, ортопед-травматолог, учёный, академик АМН СССР (ныне РАН), академик АН Латвийской ССР, благодаря более современным возможностям, прежде всего, пластической хирургии поднял методику фаллопротезирования на новую высоту. Дело в том, что изменить пол мужской в женский в техническом плане, что плюнуть. Отправил выступающие ниже живота части мужского тела в таз, сделал из кожи внутренней поверхности бедра или из кишки искусственное влагалище, поселил на груди силиконовые сиськи и пожалуйте под венец. А вот провернуть обратный трюк, изменить женский пол в мужской, задача потрясающей сложности. И Калнберз был первым в мире, кто успешно с ней справился. В 1970-72 годах он превратил молодую женщину, не желавшую жить в женской оболочке, в мужчину.
И ещё о Богоразе, в 1937 году Николай Алексеевич, как и булгаковский профессор Преображенский, выполнил уникальную работу – пересадку гипофиза трупа карлику.
Открытием для меня стало и участие Богораза в молодости в революционном движении.
Николай Богораз родился в семье учителя Менделя (Максимилиана Марковича) Богораза, из овруческой (Житомирская область Украины) раввинской семьи, и Анны Абрамовны Богораз, из купеческой семьи городка Бар Подольской губернии (теперь Винницкая область). В семье была дочь и четыре сына (Николай Алексеевич был третьим). Старшая сестра и все его братья стали бунтарями, связав свою жизнь с «Народной волей».
Сестра Прасковья Фёдоровна (Перл Максимовна) Богораз (в замужестве Шебалина, 1860-1884), вместе с мужем проходила по «Процессу 14» в Киеве. Николай Алексеевич тоже не остался в стороне, попытавшись двинуться другим путём, стал членом социал-демократического кружка студентов Петербургской военно-медицинской академии, где он учился, затем вошёл в Колпинский марксистский кружок, повязанный с Ленинским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса». Очевидно, несколько пережитых арестов, погружение в хирургию и инвалидность, к счастью, угомонили нигилизм Николая Алексеевича. Его старший брат Владимир Германович Богораз (до крещения – Натан Менделевич; 1865-1936), помимо борьбы за народную волю, прославился в этнографии, изучал народы Севера и Дальнего востока, а остальные братья тоже были врачами. Один из братьев-народовольцев Лазарь Максимилианович Богораз (Сергей Максимович Губкин, 1868-?), после не тех результатов революции и гражданской войны эмигрировал во Францию).
Оказывается, известная антисоветчица-диссидентша Лариса Богораз, двоюродная племянница Николая Алексеевича, дочь его двоюродного брата, Иосифа Ароновича Богораза (1896-1985), который в 1936 году был осуждён по статье КРТД (контрреволюционная троцкистская деятельность). Интересно получается, отцы боролись с царизмом, ввергли страну в кошмар революции и гражданской войны, привели страну к социализму, но социализм им показался не в струю и уже их дети начали борьбу с социализмом. Возьму грех на душу, предположу, что не устраивала их не система государственного обустройства России, а существование самой России.
Да, и ещё, случай с потерей ног Богоразом, потрясающее его самообладание в момент травмы, мужество по преодолению результатов жуткой трагедии, сила воли, мобилизованная для возвращения к хирургической деятельности, послужили посылом режиссёру Геннадию Казанскому, снявшему художественный фильм «И снова утро», вышедший на экраны страны в 1960 году с Владимиром Самойловым в главной роли.
По мотивам своей памяти, а также на просторах интернета: источники
Копирование авторских материалов с сайта возможно только в случае
указания прямой открытой активной ссылки на источник!
Copyright © 2020 larichev.org