rabota-v-operacionnojiМой когдатошний одноклассник Ксён, школьная кличка от исковеркано-сокращённой фамилии, в миру Игорь. Окончание школы нас не разлучило и по дальнейшей жизни мы шли бок о бок. Мы дружили. Игорь был прекрасным чтецом и артистичной личностью. Знаю, что он хотел стать актёром, но мать отменила его мечту и заставила мягкотелого сына поступить в политех. Получив диплом инженера, инженером Ксён, по большому счёту, так и не стал и начал искать себя в других ипостасях. Будучи компанейским, легко вступающим в контакт, не лишённым чувства юмора и не дураком выпить, но никогда при этом не пьянеть, спасаясь от инженерства, нырнул в общественную работу. Быстро стал членом комитета комсомола крупного завода, вступил в партию и достаточно быстро вынырнул в обкоме ВЛКСМ инструктором одного из его отделов. Для капиталистического поколения объясню, что ВЛКСМ – это Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи.

Потом ему пришлось поработать и начальником ремонтного цеха на табачке, затем вновь, мастером цеха вернуться на завод, давший ему когда-то путёвку в комсомольский обком, а, в конце концов, вообще ушёл во внутренние войска в пенитенциарную систему.

Рано женившись, на этот раз, против воли матери, быстро оказался под пяткой жены, женщины решительной, активной, напористой. Перечить он ей не мог и спасался в компаниях друзей, коих у него всегда было немало, но благодаря действиям жены некоторые из них быстро растворялись в прошлом.

Когда Ксён перебрался в обком комсомола, в его обязанности вошла и кураторская работа комсомольских структур районов области, то есть, он должен был периодически ездить в командировки по области. Однажды, нагрузив дома, что отбывает в командировку, Игорь напросился приехать ко мне в больницу на моё дежурство. Точкой нашего больничного причала стала фотолаборатория, расположенная в цокольном этаже здания стратегически очень удобно, на перекрёстке всех дорог, рядом приёмное отделение, напротив лифт, который при необходимости поднимет на любой этаж, в любое отделение, в том числе, и в оперблок, и, ко всему, ещё и оснащённая телефоном. Приезд Игоря ко мне на дежурство, конечно, никак не мог отрицательно влиять на качество моей работы, ибо она была прежде и в голову всего. Поэтому Ксёна я постоянно оставлял в фотолаборатории в одиночестве, пока был занят, на приёме, в оперблоке или в том, или ином отделении, зато в минуты затишья, особенно ночного, нам никто не мешал вести разговоры про жизнь.

Ксёну подобное спасение от ездящей по мозгам жены понравилось, и он стал достаточно частым гостем нашей больницы в мои дежурства. И, несомненно, он быстро перезнакомился с моими коллегами, с некоторыми стал дружить долгие годы. Естественно, что мы в очередной такой приезд Игоря, организовали ему халат с шапочкой, а сменную обувь он привёз с собой, и начали его приобщать к медицине. Необычного в этом ничего не было, так как в крупной детской хирургической клинике, в том числе с соматическими отделениями и, являющейся клинической базой двух кафедр мединститута, постоянно крутились студенты-волонтёры, интерны, клинординаторы и аспиранты. Да и каждый из нас в своё время начинал с волонтёрства в той клинике, к специальности которой тянулся. Ксён начал присутствовать при нашей работе в приёмном отделении, на наших вечерних обходах отделений. Но о том, что Игорь был не медик, знал достаточно узкий круг докторов, а для большинства сотрудников больницы он был представлен студентом младшего курса. Ему всё это жутко нравилось и он при завершении дежурства, каждый раз благодарил меня за предоставленную такую возможность. Допускаю, что даже жалел, что не пошёл дорогой медика. Постепенно круг приобщения Игоря к нашей врачебной работе расширялся и ему случилось увидеть, как делаются перевязки, обрабатываются мелкие раны, как они зашиваются, как вскрываются и обрабатываются гнойники.

Наконец, наступил момент и, пока я разбирался с больным, доставленным на приём «скорой», второй хирург взял его в операционную, предварительно объяснив правила поведения, где можно стоять в качестве зрителя, а где нельзя, предупредив, что руками ему вообще лучше ничего не касаться. Так Игорь, облачившись ещё и в бахилы, а лицо, закрыв маской, впервые в своей жизни увидел, в общем-то, рядовую, но полостную операцию аппендэктомию – удаление червеобразного придатка, аппендикса, при его воспалении, аппендиците.

etapy-appendektomii

Этапы аппендэктомии по Имре Литтманну из руководства “Брюшная хирургия”

И вот однажды, во время очередного приезда Ксёна в больницу, старшим хирургом бригады было поручено мне прооперировать больного с аппендицитом. И я, собираясь в фотолаборатории в оперблок, вдруг спросил Игоря, не хочет ли он побыть моим ассистентом. Он аж подпрыгнул с загоревшимися глазами. Учитывая, что Игорёк был уже бывалым «медиком», мне не стоило большого труда провести ему напоминающий инструктаж поведения и объяснить технологию мытья и одевания хирурга, так как он всё это уже видел. Главное, приказал я ему, смотри и делай всё, как я.

kryuchki-farabefa

Крючки Фарабефа

Ксён успешно справился с мытьём рук и далее также успешно, следуя за мной, с помощью операционной медсестры и санитарки был одет во всё стерильное. Я привычно накрыл стерильными простынями уже введенного в наркоз пациента, отграничив операционное поле, и мы с Игорем заняли каждый своё место. Получив добро от анестезиолога, я сделал разрез кожи, поставил в рану крючки Фарабефа и вручил их своему ассистенту. Операция прошла быстро и успешно. Ксён по её ходу с крючками справлялся идеально, полностью оправдав свою роль, обозначаемую латинским словом «ассистент», то есть, помощник, выполняя мои просьбы, поручения и распоряжения чётко, быстро и надёжно, только узлы не вязал, когда шёл процесс шитья и зашивания раны, сию обязанность ассистента я взял на себя.

Это событие произвело на моего Игорька неизгладимое впечатление. Думаю, что это был один из самых счастливых дней в его жизни. Знаю, что он гордился этим своим днём. А, иногда в своих инженерно-комсомольско-военных кругах за рюмкой чая, рассказывал, как он однажды ассистировал при аппендэктомии, но ему, конечно, не верили, а он жутко обижался.

Копирование авторских материалов с сайта возможно только в случае
указания прямой открытой активной ссылки на источник!

Copyright © 2019 larichev.org

Оставить комментарий

Архивы записей
Новый Свет-2012
Мыс Капчик 19_meganom_kapsel 36_kapsel_meganom
Мета