skelet-novorozhdjonnogo-i-vzroslogo

Скелеты новорождённого ребёнка и взрослого

Смех сквозь слёзы

Работая на теоретической кафедре, я, после защиты диссертации, решил вернуться в клинику, чтобы, хоть чуть-чуть, почувствовать себя врачом. Так я стал совместителем в одной из детских поликлиник города, вернувшись к своей первой любви – детской хирургии. Однако особенность детского хирургического приёма в поликлинике заключалась в том, что, наряду с хирургическими пациентами, шёл, достаточно, большой поток и ортопедических больных, а также больных с травмами.

А дело в том, что я, будучи студентом, воротил нос от детской травматологии, не катила она мне, да и кафедра детской хирургии не очень-то уделяла ей внимание.

И тут следует сказать, после мединститута судьба надо мной прикололась. После прихода на кафедру, на меня навесили курацию курсантов травматологов-ортопедов и пришлось осваивать хирургическую анатомию конечностей и позвоночника, вникать в оперативную травматологию, ортопедию, вертебрологию. Кандидатскую диссертацию, посвящённую некоторым проблемам вертебрологии, и, связанную с кровоснабжением позвоночника, по ряду причин, не сложилось защитить по “Хирургии” и пришлось перейти на “Травматологию-ортопедию”, расширив кандминимум на один лишний экзамен по соответствующей специальности. И вот теперь в поликлинике пришлось закатывать рукава и не вспоминать, а, считай, на ходу осваивать те или иные вопросы детской ортопедии-травматологии, рентгенодиагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

А детский скелет, должен я вам сказать, существенно отличается от взрослого и далеко не только своими размерами.

hondrodistrofikiДело в том, что детский организм, известное дело, должен расти, а как у него это получится, если ребёнок придёт в этот мир с уже сформированными костями, как у взрослых. Кстати, что-то подобное, редко, но случается с длинными трубчатыми костями, тогда получаются хондродистрофики. Поэтому у родившихся детей многие кости или определённые их части состоят из хряща, лишены кальция. Ряд костей, которые у взрослых представлены единой костью у ребёнка состоят из двух, а то и трёх, ещё несросшихся косточек. Все длинные трубчатые кости и ряд губчатых костей имеют хрящевые прослойки – зоны роста. В ходе жизни, по мере роста ребёнка все его хрящевые косточки и зоны роста постепенно оссифицируются, то есть, заселяются кальцием, окостеневают к тому или иному сроку. Благодаря этому, например, судебные медики, да и не только они, могут определять возраст по состоянию скелета. А хрящ – это мягкотканная структура, значит плохо задерживает рентгеновские лучи и на рентгенограммах не виден. На рентгеновских снимках мы видим только кости или их части, которые окостенели, то есть, оккупированы кальцием. Это отступление для нашего рассказа ещё пригодится.

Итак, до окончания моего вечернего приёма ещё около часа, но в коридоре, какая редкость, уже никого нет, всех жаждущих раскидал. Однако свалить домой досрочно не решился, достал книгу Садофьевой В.И. “Нормальная рентгеноанатомия костно-суставной системы детей” и читаю. Воистину, на ловца и зверь бежит.

Слышу в коридоре неспешные шаги и приглушенные голоса. Заходят в кабинет папа, мама и ребёнок. Мама тормозит у двери, папа в авангарде. Ребёнку год и четыре, мальчик. Активен, смел, на меня, чужого дядьку, не обращает внимания, любопытен, приподнимаясь на цыпочки, норовит познакомиться со всем, что на столе. Интересуюсь у родителей, что случилось. Мама мальчишки начинает объяснять, что ребёнок упал и жаловался на правую ручку, успевая указать на область своего запястья, но папа её обрывает и перехватывает инициативу, просит меня посмотреть руку сына. Я отлавливаю любопытного и обследую его кисти, запястья, лучезапястные суставы. Пацан не препятствует осмотру, а свободной от осмотра рукой тянется то к моей печати, то к ручке, то к бумажкам. Рельефная анатомия, обследуемых конечностей, одинаковая, пальпация безболезненная, функция ненарушенная. Мой вердикт “у вас всё в порядке” папа встречает в штыки, он явно результатом осмотра недоволен. А я предлагаю ему, в таком случае, обратиться к детским травматологам. Мама ляльки успевает встрять и сообщить, что они уже побывали в детской травматологии, чем усилила недовольство папы. А я тут же потребовал заключение травматологов, после чего он, фыркнул в сторону мамы, но заключение мне протянул.

В заключении значится, что ребёнок осмотрен, что ему была сделана рентгенография, что повреждения костей не выявлено и диагноз “ушиб правого лучезапястного сустава”. Интересуюсь на руках ли у них рентген, подтверждают, что на руках, прошу предъявить. Они протягивают снимок, я включаю негатоскоп (шо цэ такэ – смотрите здесь). На рентгенограмме отклонений от нормы не вижу и сообщаю об этом родителям. И тут папина нервная система не выдерживает, он срывается. Смысл его возмущения в мой адрес сводится к тому, что я, ни в чём не разбирающийся, неизвестно зачем здесь сидящий, даже не догоняю, что у ребёнка в руке не хватает костей. Тут уже отвязываюсь на папу я и требую прекратить меня тестировать, а объяснить в чём дело и конкретнее очертить круг своих жалоб. Папа охреневает от моей наглости, забывая о своей, типа, сидит здесь долдон, да ещё и хамит ему корректному, и теряет инициативу. А мамка её подхватывает, и признаётся, что у них по подъезду сосед хирург. Когда они вернулись от детских травматологов, попросил показать ему рентгенограмму ребёнка и, глянув на неё, заявил, что у их сына в запястье не хватает костей, что должно быть восемь косточек, а у их ребёнка косточек не хватает. Естественно, я стал выяснять, что за хирург, где работает, но папа оклёмался и, вновь цыкнув на мамку, ушёл в непонятку – фамилии хирурга не знаем, как зовут, не помним, где работает, забыли. И начинает вновь атаковать меня с возмущениями, как же так получается, что я гляжу в рентген и не вижу, не понимаю, что у их ребёнка отсутствуют кости в руке. Пришлось попросить папу успокоиться и прочитать им микролекцию об особенностях детского скелета. Но отец ребёнка оставался неудовлетворенным и неверующим моим объяснениям, что с его сыном всё в порядке. И тут я призвал на помощь Садофьеву. Её книга оказалась кстати. Я понаходил в ней картинки с рентгенограммами запястий и кистей в разных возрастных периодах детей. Папина агрессия начала стихать, папа сник.

skelet-i-rentgenogramma-zapjastja

Скелет с ладонной (А) и тыльной (Б) поверхностей правого запястья и тыльно-ладонная рентгенограмма (В) правого же запястья взрослого, где 1- ладьевидная кость, 2- полулунная кость, 3- трёхгранная кость, 4- гороховидная кость, 5- кость-трапеция, 6- трапециевидная кость, 7- головчатая кость, 8- крючковидная кость.

rentgenogrammy-deteji

Тыльно-ладонные рентгенограммы правых запястий и кистей детей в разных возрастных периодах:

А- новорождённого (кости запястья не просматриваются, типа, отсутствуют от слова совсем);

Б- годовалого ребёнка. Появились ядра окостенения головчатой (7) и крючковидной (8) костей, заметьте, видны не сами кости, а только их ядра окостенения. Приблизительно такая картина была на рентгенограмме запястья и кисти мальчугана, с которым пришли ко мне на приём расстроенные родители;

В- рентгеновская картина запястья и кисти детей 3-5 лет. Увеличивается объём окостенения головчатой (7) и крючковидной (8) костей, появляются ядра оссификации полулунной (2) и трёхгранной (3) костей;

Г- к 6-8 годам оcсификация головчатой (7) и крючковидной (8) костей приближается к их анатомической форме, существенно увеличивается объём окостенения полулунной (2) и трёхгранной (3) костей, появляются ядра окостенения ладьевидной (1), трапеции (5) и трапециевидной (6) костей;

Д- у детей 10-12 лет, наконец, появляется ядро окостенеия и в самой мелкой из всех костей запястья – гороховидной (4);

Е- к 13-15 годам завершается процесс окостенения всех костей запястья, сравните с рентгеновской картиной взрослого (В) на предыдущем рисунке.

***

Конечно же, я, взяв грех на душу, пожалуй, впервые в своей врачебной жизни, в присутствии пациентов, позволил себе оценить интеллектуально-профессиональные способности своего коллеги, их соседа и посоветовал им впредь никогда, ни по каким вопросам не обращаться к нему, потому что он не хИрург от древнегреческого слова “хирон” – рука, а хЕрург от волшебной, но пострадавшей эвфемистически, буквы русской азбуки “хер” – “Х” и производного от неё, теперь неблагозвучного, прилагательного “херовый”.

Семья покатила домой с явно счастливой мамой и растерянно-пришибленным папой.

А я до сих пор не могу понять, как можно было учиться в мединституте, пусть и на лечебном, а не педиатрическом факультете, чтобы не знать элементарнейших вещей об особенностях детского организма? Как можно браться консультировать, оценивать то, в чём ты полный ноль, напрочь не смущаясь, фактом уже проведенной консультации специалистами, которые неровня тебе тупоголовому и, фактически, отменяя эту консультацию?

Да, воистину Родина нуждается в героях, а рожает дураков!

Копирование авторских материалов с сайта возможно только в случае
указания прямой открытой активной ссылки на источник!

Copyright © 2018 larichev.org

Оставить комментарий

Архивы записей
Новый Свет-2012
Окаменевшая Черепаха Голубая бухта 36_kapsel_meganom
Мета